(343) 338-74-92
(343) 338-75-02
(343) 378-53-61
Железный поставщик 2011 - лауреат премии «Железная Сотня 2011»
Статьи > Сравнение самоходных тележек с гидравлическими тележками и погрузчиками

Сравнение самоходных тележек с гидравлическими тележками и погрузчиками

Самоходные тележки и ручные тележки

Самоходные вилочные тележки представляют собой тележки с электроприводом, предназначенные для перевозки грузов, а также для погрузки-разгрузки автотранспорта.

Для выбора техники необходимо оценить затраты на обработку грузов при их использовании. А значит нужно знать специфику склада, расходы на рабочую силу, расходы на приобретение, эксплуатацию и ремонт оборудования. Для работ малой интенсивности и перемещений на небольшие расстояния подойдет ручная гидравлическая тележка - рокла. На предприятиях со значительным товарооборотом и складскими площадями, для преодоления уклона при разгрузке транспорта целесообразнее применять самоходные тележки, производительность которой в два раза выше гидравлической. В других случаях применяют штабелеры и другую складскую технику.

Производительность погрузчика выше самоходной тележки, может использоваться как тележка ручная для погрузки в автотранспорт, однако с куда меньшими трудозатратами, когда паллеты в кузове автомобиля располагаются в два яруса. В этих случаях погрузчиком удобно снять и транспортировать сначала верхнюю паллету, а затем нижнюю, чего не способна сделать тележка, с другой стороны, тележка может заехать в кузов автомобиля. Преимущество тележки еще и в том, что она требует меньших навыков по управлению. Ею могут оперировать работники склада, не имеющие водительских «прав», хотя они так или иначе должны пройти определенную подготовку и обучение.

Еще один аргумент в пользу самоходных тележек – сокращение затрат на заработную плату. Все операции с грузом на тележке полностью электрифицированы, ими можно управлять с минимальными усилиями, что позволяет перейти от найма традиционных грузчиков-мужчин к использованию в качестве операторов техники женщин. Это преимущество самоходных тележек перед ручными особенно заметно, если паллеты приходится транспортировать по подъемам рампы, когда тяговое усилие, необходимое для их перемещения, резко возрастает.

тележка                 тележка

 

 

 

                 погрузчик для склада

Основные принципы устройства и работы

Принципиальная схема конструкции всех тележек примерно одинаковая и включает три основных компонента: рабочие органы – в стандартном исполнении это вилы, с помощью которых тележка захватывает поддон, моторно-батарейный отсек и органы управления.

Самый простой тип устройства – тележка, сопровождаемая оператором, который управляет ею с помощью поворотной рукоятки. Существует так называемый «легкий», «средний» и «тяжелый» класс самоходных тележек. Область применения тележек «легкого» класса, которые предназначены для неинтенсивной работы в одну смену – магазины или супермаркеты, где работы по перемещению паллет проводят эпизодически, где нет возможности смены АКБ. Емкость используемых на них АКБ составляет 40 - 50 А•ч, это несменяемые, обычно гелевые аккумуляторы, грузоподъемность тележек минимальная – до 1300 кг.

Грузоподъемность моделей «среднего» класса 1500 - 1700 кг, а емкость АКБ – порядка 150 - 200 А•ч; имеется возможность вертикальной смены АКБ. При интенсивном режиме работы желательно иметь внешнее зарядное устройство и тележку со сменными АКБ, а заряд должен проводиться в специально оборудованном помещении. Время заряда зависит от вида аккумуляторной батареи и типа зарядного устройства и составляет порядка 8 - 12 ч. При этом габаритные размеры тележек небольшие, поскольку предполагается, что они должны работать в достаточно стесненных условиях. Тележки данного класса часто применяют для работы в кузове грузовиков – там необходимы минимальные габариты, высокая маневренность.

Усиленный вариант исполнения этих электрических тележек – «тяжелый» класс поднимает от 1800 до 2500 кг. Эти модели обычно отличаются тем, что комплектуются АКБ большей емкости, более длительным временем работы без подзарядки. В них предусмотрена возможность быстрой замены АКБ с помощью устройства бокового выкатывания при работе в многосменном режиме. Двигатель движения обычно имеет более высокую мощность, что позволяет тележке более интенсивно работать в этом режиме и преодолевать большие уклоны.

Обычно на тележках с рукояточным управлением все рабочие органы управления машиной сосредоточены на оголовке рукоятки. Здесь есть кнопки подъема-опускания вил и клавиша хода, так называемая «баттерфляй» («бабочка»), с помощью которой можно перемещать машину вперед-назад.

Помимо этого на рукоятке обычно расположена кнопка безопасности, которую используют в экстренных ситуациях. Отдельные ведущие производители электрических тележек предусматривают на своих моделях клавишу переключения режима хода, отличительным признаком которой служат символические изображения зайца и черепахи. Клавиша задает программируемые режимы скорости движения в случае, если тележки применяют для работы в разных условиях. Режим «черепаха» (тихий ход) используется в стесненных проездах или в случае присутствия поблизости людей, т. е. при необходимости обеспечить большую точность маневрирования, а режим «заяц» – на свободном пространстве, где от машины требуется полная рабочая скорость.

При выборе модели следует обратить внимание на материал корпуса рукоятки. Естественно, более предпочтительным будет исполнение его из металла, поскольку рукоятка часто подвергается ударам, кроме того в рукоятке помимо проводки расположено еще множество электронных компонентов, например модуль, передающий функции управления на контроллер. Материал исполнения частей рукоятки, которых касаются руки оператора, должен быть износостойким и нескользящим, чтобы обеспечить нормальное функционирование в жаркую погоду или в помещениях с повышенной влажностью, в условиях холодильного склада, по возможности антистатическим. Для удобства и безопасности служит также функция удержания тележки на наклонной поверхности (ramphold), благодаря которой тележка самопроизвольно не скатывается ни при остановке на рампе, ни при последующем начале движения в любую сторону. Четкая фиксация на месте осуществляется с помощью электрического тормоза, а управляемое движение с места происходит одновременно с освобождением тормоза.

Центральное расположение рукоятки свидетельствует, как правило, об использовании в конструкции тележки пятиопорной схемы подвески. Под моторно-батарейным отсеком расположено три колеса: центральное приводное (оно же рулевое), связанное с рукояткой, и два боковых опорных ролика. Передние подвилочные ролики могут быть одинарными или сдвоенными. Реже встречается четырехопорная схема подвески, которую можно узнать по боковому расположению рукоятки управления, связанной со смещенным в сторону приводным колесом. В этом случае используется только один поддерживающий сателлитный ролик.

Существенным моментом при сравнении характеристик самоходной тележки является принцип действия механизма подъема ее вил. Существуют «тянущая» и «толкающая» системы подъема. В первом случае усилие от гидроцилиндра, передающееся через тягу на колесную вилку, направлено в сторону моторного отсека, т. е. тянет вилку при подъеме. Во втором случае тяга «толкает» вилку в противоположную сторону. Схема тяг, работающих на растяжение, предпочтительнее схемы «сжатых» тяг, когда есть вероятность потери устойчивости тяг и их деформации при наезде подвилочных роликов на препятствие.

Рабочими параметрами тележек являются скорость перемещения, время ускорения и торможения, а также габаритные размеры, влияющие на маневренность. Если тележки, сопровождаемые оператором, имеют скорость 5 - 6 км/ч и применяются на дистанции до 25м, то модели с платформой при скорости до 10 км/ч используются там, где длина трассы составляет от 25 до 150 м. Поэтому для применения на складах площадью 10 - 20 тыс. м2 стоит рассматривать вариант с платформой. Скорость тележек с рукояточным управлением и сопровождаемым оператором ограничена скоростью перемещения человека и обычно не превышает 6 км/ч. Чем сильней оператор нажимает на клавишу или педаль хода, тем быстрей идет машина. Так, опыт показывает, что на скользких полах колеса тележки при стандартной настройке ее на максимальное ускорение могут пробуксовывать в начале движения, а при уменьшении ускорения проблем не бывает. Показатели ускорения-замедления важны и при операциях с какими-либо специфическими, деликатными материалами, незапакованными или непаллетироваными грузами, которые при резком движении могут рассыпаться. В таких случаях важно правильно отрегулировать и настроить параметры замедления и ускорения.

Чем тележка короче, т. е. чем меньше длина моторного отсека, тем проще работать в стесненных условиях. Габаритная ширина тележки также влияет на возможность работы с поддонами при напольном блочном хранении. Узкой тележкой легче оперировать, но если ее ширина сравнима с шириной паллеты, она чаще будет задевать соседние поддоны и сложность манипулирования возрастает.

Радиус поворота тележки необходим для расчета ширины рабочего прохода и влияет на ее маневренность. Для тележек без платформы оператора ширина прохода со стандартным европоддоном должна составлять 1900 - 2100 мм, для тележек с откидной платформой оператора в зависимости от того, поднята платформа или опущена, 2100 - 2600 мм. Форма моторного отсека важна при учете маневренности тележки. При повороте тележки с округлым контуром ее задней части меньше вероятность задеть находящиеся вблизи предметы или конструкции в отличие от моделей с прямоугольной формой корпуса, поэтому в первом случае оператор чувствует себя намного комфортней и уверенней. При выборе тележки очень важно обращать внимание на преодолеваемый уклон. Чем он круче, тем более высокие рабочие показатели у тележки.

Дополнительные опции

Возможные опции самоходных тележек - устройство, показывающее степень разряда аккумуляторных батарей и одновременно являющееся счетчиком моточасов работы тележки. Этот комбинированный прибор имеет функцию контроллера, запрещающую подъем вил при недостаточном уровне зарядки АКБ.

Важной опцией являются также различные варианты исполнения грузовых подвилочных роликов: одиночные или двойные. При сдвоенных роликах имеет место более равномерное распределение нагрузки, продлевается ресурс колес; считается также, что сдвоенные колеса позволяют лучше работать на не слишком ровных полах. И все же практика показывает: если колесам машины часто приходится «перепрыгивать» нижнюю планку поддона, что бывает при обработке паллет с двух сторон, то лучше использовать одинарные ролики, поскольку они имеют более благоприятный режим перескакивания планки и при въезде в поддон, и при выезде обратно, тогда как сдвоенные колеса порой не могут выехать назад и оказываются «запертыми» внутри поддона.

К часто встречающимся дополнительным компонентам можно отнести встроенное бортовое зарядное устройство, но его наличие ведет к уменьшению максимальной емкости батареи и не позволяет эксплуатировать тележку в многосменном режиме. При использовании внешнего зарядного устройства задача замены АКБ может быть актуальной. Для этого предлагается вариант специального исполнения батарейного отсека тележки, позволяющий быстро извлекать АКБ сбоку с помощью роликов.

Таким образом, самоходные тележки занимают определенную «нишу» между ручной гидравлической тележкой и погрузчиком, важно правильно расставить приоритеты при выборе оборудования.

 

Автор: Ушакова Жанна,

«Уралгидравлика» филиал

ООО «Торговый Дом техника для склада»

Заказать